Сборник тезисов докладов X Международной молодежной научной конференции

Полярное сияние 2007

Ядерное будущее: безопасность, экономика и право

Содержание сборника

Секция «Ядерное нераспространение»

Все доклады секции


ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ ЯДЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ В ЗАКРЫТЫХ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ (ЗАТО)

Раткевич О.С.

Саровский государственный физико-технический институт

В течение последнего десятилетия международное сообщество, включая Россию, активно занималось ограничением потенциального распространения оружия массового уничтожения. Главными направлениями были уменьшение риска утечки материалов, технологий, и опыта, а также перепрофилирование научно-технического потенциала в гражданскую сферу. Эта деятельность была актуальна для Российской Федерации, в связи со значительными изменениями в ядерно-оружейном комплексе и массовым высвобождением ученых и специалистов в 90-е годы. «Ядерные» специалисты обладали уникальным опытом и знаниями, накопленными за время работы в ОПК, которые могли быть использованы для развития инновационных направлений отечественной науки и применены в бизнесе. Но в условиях нестабильной экономической ситуации и отсутствия поддержки со стороны государства возникла реальная опасность, что они станут искать применение своим знаниям в других станах. Чтобы этого избежать, необходимо создать условия для занятости высвобождаемых специалистов, как на национальном, так и международном уровне.

Действия государства в 90-е годы, направленные на развитие высокотехнологичных гражданских отраслей на базе ОПК, не дали ожидаемого результата. В докладе рассматриваются законодательные инициативы, целью которых были поддержка и возможная переориентация работников предприятий, расположенных в ЗАТО Росатома на выпуск гражданской продукции. Ни принятый в 1992 году Закон «О Закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО)», направленный на формирование специфичной среды в закрытых городах, ни Закон «О статусе наукограда в Российской Федерации», ни ряд других нормативных актов, направленных на поддержку науки, активизацию гражданских НИОКР в ОПК, прежде всего, в ядерно-оружейном комплексе, ожидаемого результата не принесли.

В настоящее время ситуация улучшается. Прежде всего, принята общая стратегия Российской Федерации по развитию науки и инновационной деятельности, которая четко определяет направления и приоритетные сферы развития. Принят в частности Закон о создании особых экономических зон как важный инструмент реализации стратегии, в котором (что важно) определяются структура управления этими территориями, выделяются субъекты инновационной деятельности, оговариваются налоговые и внешнеторговые преференции.

Принимая во внимание человеческий фактор, главные усилия мирового сообщества были направлены на временное предоставление работы в гражданских отраслях производства как можно большему количеству ядерных специалистов. Это делалось путем расширения финансирования гражданских исследовательских проектов для отдельных лиц и команд специалистов. Частично такое финансирование предоставлялось международными или иностранными организациями, программами и правительствами: «Инициатива по предотвращению распространения ядерного оружия» (IPP), «Инициатива Атомных Городов» (NCI), «Европейская инициатива ядерных городов», программы международного научно-технического центра (МНТЦ). Несмотря на то, что основная задача программ – коммерциализация разрабатываемых невоенных технологий и создание производств, не была выполнена, программы частично помогли поддержать специалистов закрытых городов в сложный период реформ 90-х годов, создавая временные рабочие места, а также новую инфраструктуру в городах. Одним из главных достижений международных программ можно считать создание бизнес-культуры, которая является необходимым элементом для дальнейшего совместного сотрудничества российских ученых с зарубежными партнерами и выработка необходимых навыков для работы на отечественном и зарубежных рынках.

Анализ показал, что только продуманные и скоординированные действия государства позволят мобилизовать научно-технический потенциал страны для построения высокоэффективной, восприимчивой к нововведениям экономики и ускоренного перехода России на инновационный путь развития. Важную помощь в этом процессе может оказать и международное сообщество.