Визит участников тура на Ленинградскую АЭС 9-10 августа 2000 года |
![]() |
Государственное унитарное предприятие "Ленинградская АЭС" - первая из трёх крупнейших атомных электростанций России - является одной из двух в России самостоятельных эксплуатирующих организаций (вторая - концерн "Росэнергоатом", объединяющий 8 других АЭС).
Атомная станция расположена в 70 км западнее города Санкт-Петербург на южном побережье Финского залива, в районе города Сосновый Бор. В электроэнергетическом ком-плексе Санкт-Петербургского региона доля ЛАЭС превышает 36% от всей вырабатываемой электроэнергии.
Ленинградская АЭС является градообразующим предприятием города Сосновый Бор и дает работу другим его предприятиям.
В составе станции 4 энергоблока с реакторами типа РБМК электрической мощностью по 1000 МВт каждый. Первый энергоблок ЛАЭС, запущенный в эксплуатацию в декабре 1973г. был головным в серии таких энергоблоков. С начала эксплуатации энергоблоки станции выработали свыше 555 млрд. кВт·ч электроэнергии и по этому показателю является второй в Европе.
Помимо выработки электроэнергии Ленинградская АЭС обеспечивает отопление и горячее водоснабжения для жилого фонда и промзоны Соснового Бора, снабжает азотом и кислородом медицинские и иные учреждения. На ЛАЭС осуществляется легирование кремния, получение радиоактивных элементов, изотопов, соединений, закрытых радионуклидных источников на основе изотопа Co-60. Министерство торговли Российской Федерации впервые в биографии атомной энергетики страны выдало лицензию ЛАЭС на право экспорта её товарной продукции - изотопа Co-60.
ЛАЭС создавалась по нормативам конца 60-х начала 70-х годов, и, имея два головных энергоблока, первой из АЭС с РБМК в России столкнулась с необходимостью проведения реконструкции и модернизации. К этому же вынуждало и многократное ужесточение нормативно-технических требований по надёжности и безопасности.
После аварии на ЧАЭС на всех энергоблоках были внедрены первоочередные мероприятия, исключающие условия возникновения ситуации, подобной чернобыльской.
Одновременно с этим под руководством Минатома была разработана концепция реконструкции лаэсовских энергоблоков для приведения их в соответствие современным международным требованиям по обеспечению безопасности. Реализация проекта начата в 1990 году. Реконструкция предполагала проведение следующих мероприятий:
Первый этап реконструкции полностью выполнен на энергоблоках I и II, относящихся к первому поколению. Это обеспечило восстановление их мощности до номинальной (1000 МВт на каждом), после снижения её до 70% по требованию Госатомнадзора после аварии на ЧАЭС. Работы первого этапа частично выполнены на третьем энергоблоке и начаты на четвёртом.
Второй этап связан с созданием новых систем безопасности и вводом их в эксплуатацию в период остановок энергоблоков на планово-предупредительные ремонты. Завершение реконструктивных мероприятий планировалось на 1998 год, но в связи с тяжёлым экономическим положением в стране и на станции её завершение перенесено ориентировочно на 2002 год. Технических трудностей с проведением реконструкции нет, однако есть финансовые: по заявлениям руководства ЛАЭС на завершение работ по проекту необходимо около $450 млн. Завершение реконструкции в полном объёме позволит говорить о продлении проектного срока эксплуатации на 7-10 лет.
Продление срока службы энергоблоков ЛАЭС отсрочит, но не снимет вопрос о заме-щении выбывающих мощностей. В связи со сложным экономическим положением в России начало строительства новых энергоблоков возможно не ранее чем через 10-12 лет. Стремясь сохранить преемственность, руководство ЛАЭС остановилось на проекте канального реактора нового поколения с пассивными системами безопасности МКЭР-1000. Размещение новых энергоблоков планируется на существующей промплощадке станции, что существенно снизит расходы на строительство и не приведёт к отчуждению дополнительных территорий.
Все работы по реконструкции и ПСЭ Ленинградская АЭС, как эксплуатирующая организация, ведёт за счёт собственных средств. В то же время расчёты энергосистем за отпущенную электроэнергию, в особенности "живыми" деньгами, недопустимо малы. В то же время руководство ЛАЭС считает, что вхождение в состав создаваемой концерном "Росэнергоатом" генерирующей компании кардинально ситуацию не изменит.
Сложившаяся финансовая ситуация заставляет серьёзно задуматься о свёртывании некоторых осуществляемых станцией социальных программ, а также оптимизации численности работающего на ЛАЭС персонала (в настоящее время на станции работают около 7000 человек, тогда как численность промперсонала составляет 4400 человек). Из них численность пенсионеров составляет 800 человек, средний возраст работающих на станции - 41,5 года. В целях омоложения персонала станции на работу ежегодно принимается от 40 до 80 молодых специалистов.
Финансовые трудности вызвали снижение темпов строительства жилья в том числе и для молодых специалистов. Атомная станция вынуждена отказываться от содержания некоторых объектов социальной сферы.
Другой насущной проблемой для ЛАЭС является утилизация отработавшего ядерного топлива (ОЯТ). Для хранения отработавших топливных сборок на каждом энергоблоке предусмотрено два бассейна выдержки, расположенные рядом с реактором в центральном зале. Ёмкость обоих бассейнов выдержки обеспечивает возможность одновременного хранения полной топливной загрузки реактора, что соответствует количеству выгружаемых из реактора ТВС за четыре года работы на полной мощности. Ориентировочное время выдержки ТВС в бассейне выдержки составляет около двух лет. По прошествии этого периода осуществляется перевод топливных элементов в заполненное водой хранилище отработанного ядерного топлива.
Имеющееся долговременное хранилище ОЯТ заполнено более чем на 75%, используемая методика уплотнённого хранения позволяет лишь несколько отдалить рубеж полного заполнения хранилища. Проблема на сводится только к обращению с ОЯТ но и со всеми РАО, вырабатываемыми ЛАЭС. Резервы ЛСК "Радон", принимающего отходы с ЛАЭС, практически исчерпаны, и сам вопрос требует решения на федеральном уровне. Существует проект организации регионального комплекса утилизации РАО, однако не определены ни сроки его сооружения, ни источники финансирования.
В основном, все вышеперечисленные проблемы, стоящие перед станцией, могут быть решены лишь при участии федерального центра и с позитивными изменениями экономического климата. Специалисты ЛАЭС готовы решить все стоящие перед станцией проблемы, дело за политической волей руководства страны и должным финансированием.